Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов»
Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов» предназначена для сопровождения процессов индивидуализации образования, предполагает создание условий для самоопределения обучающихся и одновременно развития тьюторской позиции педагогов.
Продукт направлен на решение задач организации предпрофильной подготовки и профильного обучения и ориентируется на ФГОС СОО, концепцию профильного образования и содержание профессиональных стандартов в системе образования, в том числе – корпоративный стандарт Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА).
Особенностью комплекса является создание условий для формирования проектных умений обучающихся и реализации индивидуальной образовательной программы. Мы ориентируем тьюторантов (обучающихся) на ресурсы образовательной среды Санкт-Петербурга (сайт вакансий Санкт-Петербурга, навигатор профильного обучения информационно-методического центра Московского района, общеобразовательные учреждения, ВУЗы и др.) с помощью навигации через QR коды в рабочей тетради. Обучающимся предоставляется возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, элективные предметы по выбору, социальные практики, сетевые события, групповые и индивидуальные проекты.
Методическая разработка включает:
- программу элективного предмета прикладного вида для обучающихся 9, 10 классов «Проектирование индивидуальной образовательной программы»:
| Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., утвержден ЭНМС СПб АППО (Протокол № 3 от 10.11.2015)
Программа элективного предмета рассчитана на 34 часа, половина из которых отводится на самостоятельную проектную деятельность обучающихся. Программа позволяет учащимся познакомиться с понятиями «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и «индивидуальная образовательная программа», получить опыт выбора образовательных ресурсов и проектной деятельности, по сути – опыт саморазвития и личной ответственности за свое образование |
- рабочую тетрадь к элективному предмету «Проектирование индивидуальной образовательной программы». Предпрофильная подготовка и профильное обучение в рамках ФГОС»
| Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., Щукина Н.И. – Санкт-Петербург: Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью – полиграфический центр «КАРО», 2017. – 25с. ISBN 978-5-9925-1258-8
Рабочая тетрадь содержит учебные материалы элективного предмета, включая иллюстративный материал и задания для учащихся, разбитые по темам и отсылающие обучающихся к дополнительным образовательным ресурсам с помощью QR- кодов |
- интерактивный кодификатор. Кодификатор разбит на 2 части:
| Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., Щукина Н.И
Размещен на сайте ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга, в разделе ОЭР опытно экспериментальной работы http://643spb.edusite.ru/opytno-eksperimentalnaya-rabota/interaktivnyj-identifikator/
Представляет собой интерактивный ресурс, позволяющий обучающимся и педагогам оперативно получить нужную информацию |
Первая часть адресована тьюторанту и содержит материалы для диагностики индивидуальных способностей, портфолио, информацию об олимпиадах и конкурсах, доступных образовательных практиках.
Вторая часть адресована тьютору и содержит отрытые для пополнения методические материалы, сайты и публикации для самообразования педагогов.
Интерактивный кодификатор, с одной стороны, расширяет и дополняет рабочую тетрадь для обучающихся, обеспечивает информационное сопровождение образовательной деятельности, с другой – позволяет педагогам самостоятельно повысить уровень профессиональной квалификации;
- Органайзер начинающего тьютора:
| Автор – Олефир Л.Н. методические рекомендации к рабочей тетради по элективному предмету «Проектирование индивидуальной образовательной программы»
Органайзер представляет из себя методические рекомендации, которые позволяют получить методическую поддержку любому педагогу, использующему учебные, информационно-методические материалы и осваивающему технологию сопровождения процесса проектирования индивидуальных образовательных маршрутов |
Методическая разработка прошла независимую экспертизу в рамках Летнего университета тьюторства (г. Иркутск) и получила следующее заключение: рекомендована для использования в программах магистратуры и аспирантуры в области индивидуализации образования.
Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов» направлена на создание условий для формирования проектных компетенций и регулятивно-рефлексивных универсальных учебных действий обучающихся при реализации индивидуальной образовательной программы.
Обучающийся, выбрав элективный курс, в процессе его изучения разрабатывает свою образовательную программу, добавляя образовательные события, конкурсы, олимпиады, конференции, проекты и другие виды профессиональных проб. На этом пути его сопровождает тьютор и учителя урочной, внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования.
Программа элективного курса и рабочая тетрадь позволяют организовать процесс проектирования индивидуальной образовательной программы в любой школе.
В качестве важного условия успешной реализации программы элективного курса предлагается использование элементов и приемов технологии тьюторского сопровождения ИОП, поэтому программа выстроена как технология тьюторского действия по этапам:
- выявление образовательного интереса;
- поиск ресурсов для реализации;
- собственно проектирование;
- сопровождение процесса реализации;
- рефлексия полученных результатов и корректировка проекта, в случае необходимости.
«Органайзер начинающего тьютора» содержит материалы, насыщенные большим количеством разных подходов, методик, технологий и отдельно взятых диагностических и дидактических техник и приемов, построенных на принципе индивидуализации образования. Органайзер поможет и молодым начинающим педагогам, и педагогам, недостаточно хорошо знакомым с технологиями индивидуализации и тьюторского сопровождения.
Еще одним важнейшим компонентом сопровождения становится расширение образовательного пространства индивидуализации за счет сетевых образовательных ресурсов. Интерактивный кодификатор как открытый, сетевой, обновляющийся ресурс позволяет оперативно найти информацию и обучающимся, и педагогам.Например, в теме «Продвижение по образовательному маршруту, сотрудничество, планирование карьеры, лидерство» обучающиеся пользуются ресурсами сетевых партнеров: ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга (ЦДЮТТ), Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Павловск» и др.
1.ИМЦ 2. ЦДЮТТ 3. СПбГУП 4. ГМЗ «Павловск»
http://imc-mosk.ru/http://www.cdutt.ru/http://www.gup.ru/http://www.pavlovskmuseum.ru/
Прогнозируемые результаты и эффекты:
- Увеличение доли школьников, обучающихся по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным программам.
- Развитие регулятивно-рефлексивных универсальных учебных действий, компетенций, связанных с профессиональным самоопределением и самореализацией обучающихся.
- Развитие личной ответственности обучающихся за результаты своего образования.
Социально-педагогические эффекты:
- повышение уровня готовности образовательных организаций к введению ФГОС СОО;
- создание условий индивидуализации образования в образовательной системе Санкт-Петербурга;
- повышение профессиональной квалификации педагогических кадров в области индивидуализации образования, сопровождения процессов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников;
- создание условий для введения нового профессионального стандарта педагога;
- развитие вариативности образовательных ресурсов, поля возможностей для самореализации школьников;
- повышение качества предпрофильной подготовки и профильного обучения при получении среднего общего образования;
- овладение педагогами методологией открытого образования, появление новых форм партнерства, сетевых отношений субъектов образовательной деятельности.