Педагоги программы «Исследователь нового века» (МБОУ ДО «ЦДТ Устиновского р. г. Ижевска) третий год реализует проект Республиканской инновационной площадки по сопровождению индивидуального проекта старшеклассника. В 2024-25 учебном году создали городское инновационное педагогическое сообщество (ИнКО) по разработке и оформлению методических рекомендаций по сопровождению деятельности старшеклассников при работе над индивидуальным проектом.
Центр инновационного сообщества – Центр детского творчества Устиновского района, руководитель сообщества – методист Трясцина Татьяна Матвеевна, организатор, разработчик и редактор методических рекомендаций. В сетевом взаимодействии участвовали педагоги и тьюторы из 8 общеобразовательных школ-партнёров сообщества, которые разрабатывали и апробировали содержание модулей тетрадей-навигаторов.
- Болоткова Елена Михайловна, заместитель директора МБОУ СОШ №53
- Ветчанина Ольга Вячеславовна, заместитель директора МБОУ СОШ №93
- Мукминова Светлана Рудольфовна, учитель МБОУ СОШ №54
- Русских Лариса Вячеславовна, учитель МБОУ СОШ №77
- Рябов Михаил Александрович, к.филос.н., доцент кафедры социологии ИИиС ФГОБУ ВО «Удмуртский госуниверситет»
- Феклисова Ольга Витальевна – заместитель директора ГБОУ УР «Лицей №41»
- Ханова Юлия Сергеевна, учитель ГБОУ УР «Лицей №41»
- Куклина Ольга Игоревна, учитель МБОУ СОШ №71, г. Ижевск
- Бубякина Светлана Фёдоровна, тьютор МБОУ СОШ №69
- Девятьярова Ирина Николаевна, заместитель директора МБОУ ДО «ЦДТ»
В итоге создали комплект «Тетрадь-навигатор индивидуального проекта старшеклассника» – универсальное, средство для образовательной организации вне зависимости от типа. Основу комплекта составляют методы, способы, приемы и средства, которые направлены на сопровождение старшеклассника в его
- выборе типа индивидуального проекта на основе определенных критериев (интерес, будущая профессия, профессиональная проба и т.п.),
- планирования деятельности – составления индивидуального образовательного маршрута,
- самооценки результатов индивидуального проекта – образовательных и продуктовых,
- рефлексии сделанных шагов и проделанной работы, полученных результатов.
Методические рекомендации помогают мотивированным старшеклассникам познать себя, свои возможности и разработать индивидуальный проект по конкретному виду деятельности, типу проекта. Поэтому Методические рекомендации «Тетрадь-навигатор индивидуального проекта старшеклассника» разработаны в нескольких вариантах (пять), для каждого типа проекта по направлениям деятельности. Тетрадь включает модули, объединенные в комплект:
- «Введение» (общая часть для всех типов проектов),
- «Исследование» (Исследовательская работа),
- «Социокультурный проект»,
- «Я-проект»,
- «Информационный проект
-

Тетрадь-навигатор помогает организовать сопровождение индивидуального проекта старшеклассника как деятельностную практику профессионального самоопределения. Комплект тетрадей-навигаторов составлены таким образом, что в процессе самоопределения старшеклассник выполняет/предпринимает различные действия, помогающие ему проявить и понять свои возможности и ограничения, а также сформировать оценку собственной профессиональной будущности, развивать само-навыки (компетенции): самоорганизация, самостоятельность, самообразование, саморефлексия.
- Для педагога Тетради-навигаторы является руководством, позволяющим эффективно организовать учебный процесс, развивать у учащихся критическое мышление, навыки самостоятельной работы и умение презентовать свои идеи. Кроме того, тетрадь-навигатор помогает педагогу определиться с инструментами, способами, методами и приёмами по сопровождению всех этапов разработки, реализации и защиты индивидуального проекта старшеклассника. Педагоги получили методические рекомендации, которые помогает качественно сопровождать деятельность по индивидуальному проекту старшеклассника на всех этапах проектной деятельности.
- Старшеклассники получили тетрадь-навигатор, которая помогает использовать работу над индивидуальным проектом для выстраивания индивидуального образовательного маршрута для самопознания, самоопределения, самообразования.
Результаты работы ИнКО были представлены на Фестивале педагогических и управленческих практик МЦ “Альтернатива” (г. Ижевск).

Следующий этап развития инновационного сообщества – апробация комплекта тетрадей-навигаторов и разработка еще комплекта тетрадей-навигаторов для других типов проекта – «Бизнес-проект», «Оргуправленческий проект» и «Технический проект» , а также, методических рекомендаций для учителя.