Инновационное сообщество педагогов представило результаты труда

Педагоги программы «Исследователь нового века» (МБОУ ДО «ЦДТ Устиновского р. г. Ижевска) третий год реализует проект Республиканской инновационной площадки по сопровождению индивидуального проекта старшеклассника. В 2024-25 учебном году создали городское инновационное педагогическое сообщество (ИнКО) по разработке и оформлению методических рекомендаций по сопровождению деятельности старшеклассников при работе над индивидуальным проектом.

Центр инновационного сообщества – Центр детского творчества Устиновского района, руководитель сообщества – методист Трясцина Татьяна Матвеевна, организатор, разработчик и редактор методических рекомендаций. В сетевом взаимодействии участвовали педагоги и тьюторы из 8 общеобразовательных школ-партнёров сообщества, которые разрабатывали и апробировали содержание модулей тетрадей-навигаторов.

  • Болоткова Елена Михайловна, заместитель директора МБОУ СОШ №53
  • Ветчанина Ольга Вячеславовна, заместитель директора МБОУ СОШ №93
  • Мукминова Светлана Рудольфовна, учитель МБОУ СОШ №54
  • Русских Лариса Вячеславовна, учитель МБОУ СОШ №77
  • Рябов Михаил Александрович, к.филос.н., доцент кафедры социологии ИИиС ФГОБУ ВО «Удмуртский госуниверситет»
  • Феклисова Ольга Витальевна – заместитель директора ГБОУ УР «Лицей №41»
  • Ханова Юлия Сергеевна, учитель ГБОУ УР «Лицей №41»
  • Куклина Ольга Игоревна, учитель МБОУ СОШ №71, г. Ижевск
  • Бубякина Светлана Фёдоровна, тьютор МБОУ СОШ №69
  • Девятьярова Ирина Николаевна, заместитель директора МБОУ ДО «ЦДТ»

В итоге создали комплект «Тетрадь-навигатор индивидуального проекта старшеклассника» – универсальное, средство для образовательной организации вне зависимости от типа. Основу комплекта составляют методы, способы, приемы и средства, которые направлены на сопровождение старшеклассника в его

  • выборе типа индивидуального проекта на основе определенных критериев (интерес, будущая профессия, профессиональная проба и т.п.),
  • планирования деятельности – составления индивидуального образовательного маршрута,
  • самооценки результатов индивидуального проекта – образовательных и продуктовых,
  • рефлексии сделанных шагов и проделанной работы, полученных результатов.

Методические рекомендации помогают мотивированным старшеклассникам познать себя, свои возможности и разработать индивидуальный проект по конкретному виду деятельности, типу проекта.  Поэтому Методические рекомендации «Тетрадь-навигатор индивидуального проекта старшеклассника» разработаны в нескольких вариантах (пять), для каждого типа проекта по направлениям деятельности. Тетрадь включает модули, объединенные в комплект:

  • «Введение» (общая часть для всех типов проектов),
  • «Исследование» (Исследовательская работа),
  • «Социокультурный проект»,
  • «Я-проект»,
  • «Информационный проект
  •  

Тетрадь-навигатор помогает организовать сопровождение индивидуального проекта старшеклассника как деятельностную практику профессионального самоопределения. Комплект тетрадей-навигаторов составлены таким образом, что в процессе самоопределения  старшеклассник выполняет/предпринимает различные действия, помогающие ему проявить и понять свои возможности и ограничения, а также сформировать оценку собственной профессиональной будущности, развивать само-навыки (компетенции): самоорганизация, самостоятельность, самообразование, саморефлексия.

  • Для педагога Тетради-навигаторы является руководством, позволяющим эффективно организовать учебный процесс, развивать у учащихся критическое мышление, навыки самостоятельной работы и умение презентовать свои идеи. Кроме того, тетрадь-навигатор помогает педагогу определиться с инструментами, способами, методами и приёмами по сопровождению всех этапов разработки, реализации и защиты индивидуального проекта старшеклассника. Педагоги получили методические рекомендации, которые помогает качественно сопровождать деятельность по индивидуальному проекту старшеклассника на всех этапах проектной деятельности.
  • Старшеклассники получили тетрадь-навигатор, которая помогает использовать работу над индивидуальным проектом для выстраивания индивидуального образовательного маршрута для самопознания, самоопределения, самообразования.

Результаты работы ИнКО были представлены на Фестивале педагогических и управленческих практик МЦ “Альтернатива”  (г. Ижевск).

    

Следующий этап развития инновационного сообщества – апробация комплекта тетрадей-навигаторов и  разработка еще комплекта тетрадей-навигаторов для других типов проекта – «Бизнес-проект», «Оргуправленческий проект» и «Технический проект» , а также, методических рекомендаций для учителя.

Прокрутить вверх