Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета (Бутенко О.Ю.)

Бутенко О.Ю. Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета

В данной статье рассматриваются аспекты организации образо- вания обучающихся серебряного университета МГПУ (55+) на основе проектирования и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов. Учитывая возраст, жизненный опыт и ценностные установки данной целевой группы раскрывается важность и значи- мость экологичного подхода к образованию, выстраивания адекватной особенностям целевой группы экосистемы «серебряного образования». Ключевые слова: Серебряный университет, серебряный обучающий- ся, экосистема образования, экология личности, индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут.

В современной мире образование на протяжении всей жиз- ни становится перманентным процессом, в который все актив- нее вовлекаются и обучающиеся серебряного возраста — студен- ты Серебряного университета возрастной категории от 55 лет  и старше. В данном аспекте все чаще возникает необходимость не только в составлении индивидуального образовательного маршрута, но и в построении системы тьюторского сопрово- ждения данного процесса с учетом аспекта заботы о себе.

Профессиональная позиция тьютора при работе с данной целевой аудиторией ориентирована не только на помощь в со- ставлении индивидуальной образовательной программы, ока- зании поддержки в процессе следования по индивидуальному образовательному маршруту, но и на непрерывное удержание равновесной ситуации между реальными возможностями тьюторанта и объемом его запроса, постоянной рефлексии ди- намических показателей образовательных воздействий.

Рассматривая непрерывное образование слушателей 55+, необходимо говорить об экологичности образовательного процесса, в котором происходит развитие личности.

Экология в широком смысле слова — это наука о взаимо- действии живых организмов между собой и их средой обита- ния, условия их существования. В 80-е годы ХХ века выделя- ется отдельной частью социальная экология, а из нее, в свою очередь, экология человека, личности. Экология личности — это, прежде всего, «хозяйское отношение человека к самому себе» или, по выражению французского культуролога М. Фуко, забота о себе, о собственном теле, собственном здоровье, со- хранение и развитие здоровых взаимоотношений между людьми. Однако стоит несколько развести понятия: сегодня отдельно принято говорить об экологии человека с точки зре- ния заботы о сохранении здоровья, а под экологией личности чаще подразумевают избегание травмирующих факторов при работе с самим собой и во взаимоотношениях между людьми. Таким образом, ориентируясь на родовое понятие, под экологией личности будем понимать гармоничное самораз- витие, комфортное взаимодействие  индивидов между собой в обществе, сохранение и развитие здоровых взаимоотноше- ний между ними. Следовательно, личностная экологичность тесно связана с теми нравственными принципами, которые

формируются у человека в процессе социализации.

Влияние личностного фактора на результативность дея- тельности прослеживается в работах отечественных и зару- бежных ученых. Правильный выбор образовательной тра- ектории является залогом оптимальной самореализации личности, служит профилактикой возникновение внутренних конфликтов, которые могут возникнуть вследствие несовпаде- ния между ожиданиями и возможностями человека. Именно поэтому в данном статье уделяется внимание экологии лич- ности как условии формирования индивидуального образова- тельного маршрута. По мнению Т. М. Ковалевой, А. А. Терова, во время формирования и следования по индивидуальному образовательному маршруту идет погружение в процесс, ос- нованный на установлении доверительных межличностных отношений и продуктивном мотивировании.

Заявленная в теме статьи целевая аудитория — слушатели Серебряного университета — это люди возрастной категории 55+, которые являются уже сформировавшимися личностями, имеют богатый жизненный опыт и сложившиеся ценностно- смысловые установки. При составлении индивидуального об- разовательного маршрута данной целевой группы, необходи- мо учитывать некоторые особенности:

  1. Склонность к профессиональному и психическому выго- ранию (это связано с тем, что взрослые люди очень ответ- ственно относятся к любой деятельности, ставят перед собой высокие цели, не всегда реально оценивая свои возможно- сти для их достижения. Выполняя какую-либо трудовую функцию, готовы отдавать много времени и сил. Имеют высокие ожидания от других);
  2. Низкий уровень социальной адаптации (общество стре- мительно меняется, появляются новые тренды, требуется овладение новыми компетенциями, технологиями. Для данной возрастной группы все это вызывает определенные затруднения);
  3. Межпоколенческий провал (люди, воспитанные в иной социальной ситуации, на других ценностях и идеологии, образовательной системе, часто не могут найти общего языка с современным поколением);
  4. Еще одним фактором, свойственным людям старшего возра- ста, является опора на жизненный опыт. Это может привести к трудностям во взаимоотношениях между людьми, т. к. собственный опыт хочется считать единственно верным.

Все это зачастую приводит к внутренним переживаниям, а это, в свою очередь, к соматическим расстройствам. Включе- ние в индивидуальный образовательный маршрут блока «за- бота о себе» может способствовать минимизации негативных факторов, влияющих на психическое здоровье личности.

Мы рассмотрели группу рискогенных факторов для дан- ной возрастной группы. Однако нельзя не отметить и положи- тельные факторы для данной целевой группы. Большая часть взрослых людей воспитана в спортивных традициях, традици- ях активного образа жизни, которые необходимо учитывать при составлении и реализации развивающих программ.

Говоря об экологии личности как условии работы с об- учающимися Серебряного университета, необходимо обра- тить внимание на следующие факторы:

  1. При работе с собой и взаимоотношениях с другими людь- ми важно подобрать такие методы, которые явились бы наименее травматичными и решали поставленную задачу (медитативные техники, коммуникация в ДА-концепции, эмоциональный интеллект, принципы заботы о себе и др.);
  2. При формировании образа будущего важно учитывать свои реальные возможности, но и не ограничивать себя устоявшимися стереотипами;
  3. При составлении маршрута индивидуального профессио- нального развития необходимо составить ресурсное поле, отобрав наиболее актуальные и качественные. А для выбора именно качественных ресурсов важно обладать критиче- ским мышлением, способностью к  системному  анализу и рефлексивностью.
  4. Рекомендовать использование принципа «peer-to-peer», т. е.

«равный-равному», где главным источником становится ресурсное взаимообогащение.

  1. Систематически проводить рефлексию действий обучающиеся Серебряного Университета, чтобы увидеть проблемное поле и возможность минимизировать данные проблемы точки.

    Таким образом, при разработке индивидуального образо- вательного маршрута обучающихся Серебряного университе- та важно не только учитывать их возрастные и индивидуаль- ные особенности, использовать технологии, которые являются актуальными для данной возрастной группы, но и помнить об экологии личности, включая в индивидуальный образова- тельный маршрут блок «заботы о себе».

 

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.mioo.ru/.(дата обращения: 07.2020)
  2. Грачева Н. Ю., Дудчик С. В. Профессиональная подготовка тью- торов для работы в социально-образовательной среде // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3(36). С. 256–260.
  3. Ковалева Т. М, Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередили- на М. Ю. Профессия «Тьютор» — Москва 2013 г.
Прокрутить вверх