Как влияют технологии на развитие и обучение детей

Для тьюторов очень важны знания особенностей среды, в которой существуют и развиваются современные дети, включая цифровые технологии. Например, то, как технологии влияют на обучение и развитие детей, подростков и взрослых? Стоит ли приобщать детей к ним, а если стоит, то в каком возрасте?

Полемика по этому вопросу во многом напоминает аналогичную полемику по теме ГМО (генетически модифицированные организмы). Как и в случае с ГМО, наблюдается сильный дефицит знаний о технологиях и умений пользоваться ими, особенно у старшего поколения.

К счастью, есть данные, полученные в ходе настоящих академических исследований в России и за рубежом.  И эти данные говорят о следующем:

  1. Для современных школьников Интернет- не инструмент, а среда обитания.
  2. Современные дети живут в быстро изменяющемся мире, и сами меняются и меняют его. Это уже считается главным гуманитарным вызовом нового (XXI –го) века.
  3. Интернет задает зону ближайшего развития для детей, при этом семья, которая была ранее самой важной, «ядровой» зоной в плане ближайшего развития детей, оказывается вне зоны влияния на их развитие. Интересно, что дети сейчас начинают накапливать социальный капитал (то есть, завязывают дружеские связи, вступают в сообщества) намного раньше и быстрее.
  4. Меняются высшие психические функции, в частности, память. Главную роль начинает играть способность запоминать не информацию, а места, где её можно найти. Такой тип памяти, он же «эффект Google» – называется трансактивной памятью или памятью двух или более человек. Интернет начинает выступать в роли внешнего носителя памяти неимоверной ёмкости. Трансактивная память, экономя ресурсы для запоминания,  помогает структурировать огромные объёмы информации и легче находить нужные данные. С другой стороны, собственная память человека не тренируется и слабеет.
  5. Важная особенность технологий- они очень привлекательны для детей. Частично ответ на этот вопрос дает теория самодетерминации. Согласно этой теории, существуют 3 основные психологические потребности, относящиеся к внутренней мотивации, и именно они задействованы в создании детской мотивации к использованию технологий:
  • Потребность в компетентности. Дети успешно справляются с задачами и чувствуют свою способность сделать это.
  • Потребность в связанности. Используя технологии, дети находятся в связи с другими и чувствуют свою к ним близость.
  • Потребность в автономии. Дети контролируют свою деятельность и сами делают рациональный выбор того, как использовать технологию и для чего именно.

Не все три потребности могут быть выраженными у каждого ребенка, но в целом теория самодетерминации создает хорошую психологическую основу для понимания источника детской мотивации к использованию технологий.

 

Источники:

  1. Солдатова Г. “Цифровое детство: компетеность и безопасность”, результаты совместного исследования Фонда развития Инетрнет и Психологического факультета МГУ (http://kirovipk.ru/sites/default/files/files/1275009_0.pdf
  2. Онлайн курс “Детство в цифровую эпоху” (Childhood in a Digital Age) на портале FutureLearn (https://www.open.edu/openlearn/ocw/mod/oucontent/view.php?id=21138&section=2.3)

 

 

 

Прокрутить вверх