ВВЕДЕНИЕ
Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, выступает сегодня одной из приоритетных социальных задач во всех развитых странах [4]. В настоящее время в Российской Федерации инклюзивному образованию уделяется всё больше внимания, государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступную и полезную для его развития образовательную среду.
В данный момент времени, инклюзивное образование в нашей стране проходит стадию формирования, поэтому, задача налаживания его системы находится на первом месте. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для эффективной адаптации и полноценной интеграции в общество [6].
Помимо этого, инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и для здоровых детей. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, решать образовательные проблемы. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех детей без исключения. Можно с уверенностью говорить о том, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи – те качества, которые необходимы в любое время любому обществу [2].
Внедрение инклюзивного образования в России, безусловно, сталкивается с рядом трудностей: не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, программа повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровым детям.
Правовое регулирование инклюзивного образования в России осуществляется Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и гарантирует всем детям возможность обучаться в общеобразовательных школах [21]. По оценкам специалистов, до 80% детей с расстройством аутистического спектра (РАС) могут быть успешно социализированы и включены в образовательный процесс при наличии специальных образовательных условий [19]. В большинстве общеобразовательных школ наблюдается дефицит таких специальных условий. Основной причиной является отсутствие дефектологического образования у учителей общих классов, и, как следствие, их некомпетентность в вопросах обучения ребёнка с РАС.
Образовательная модель «Ресурсный класс» – это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Стоить отметить, что неотъемлемой частью данной образовательной модели является тьюторское сопровождение ребёнка. Тьютор сопровождает ученика на уроках в общеобразовательном классе, помогая ему в выполнении заданий, концентрации внимания на инструкциях учителя, корректировки его поведения и т.д. Помимо этого, тьютор выступает своеобразным посредником в общении ребенка с РАС и его одноклассниками, выстраивает их взаимодействие. Тьютор также проводит индивидуальные занятия с ребенком по его адаптированной образовательной программе, созданной в соответствии с особенностями, возможностями и дефицитами конкретного ребенка. Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально, в соответствии с интеллектуальными недостатками, наличием или отсутствием проблемного поведения. Эта поддержка постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста [8].
Как мы отметили ранее, в рамках современного образования предусмотрено включение детей с РАС в общую систему образования (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»). Благодаря этому, такая категория детей получила возможность освоения академических навыков в условиях общеобразовательной школы.
При этом стоить учитывать, что основным дефицитом всех детей с РАС, в разной степени, является проявление нарушений процесса взаимодействия с другими людьми, что создает серьезные сложности в общении с внешним миром. Коммуникативные навыки являются фундаментальными в жизни любого человека, именно поэтому, коммуникативной сфере детей с РАС следует уделить особое внимание.
Таким образом, дети с РАС имеют возможность обучаться в условиях общеобразовательной школы, но, при этом, их общение со сверстниками затруднено.
Данные противоречия обусловили выбор темы проектной диссертационной работы: «Программа группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС как средство развития их коммуникативных навыков (на примере ресурсного класса школы №1367)».
Проектная идея заключается в том, что программа группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС, основанная на подборе игр, исходя из наиболее развитых функциональных сфер ребенка, позволит качественно и количественно увеличить коммуникативные навыки учеников ресурсного класса.
Проблема – не смотря на возможность обучения в общеобразовательной школе, дети с РАС имеют дефицит навыков взаимодействия с людьми, что создает немалые преграды во включении такой категории детей в коллектив сверстников и в дальнейшем способно стать серьезной преградой в общении с внешним миром такой категории людей.
Предметом проектирования является программа группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС в условиях ресурсного класса.
Цель проектной работы: разработка программы группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС в условиях ресурсного класса и апробация её на базе школы №1367.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи проектной работы:
- Обосновать актуальность создания программы группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС.
- Разработать программу группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС в условиях ресурсного класса.
- Апробировать программу на базе участника проекта «Инклюзивная молекула», ресурсного класса школы №1367.
- Обобщить результаты апробации программы в методические рекомендации по её применению.
Результатом проекта должна стать программа группового внеклассного взаимодействия для детей с РАС, направленная на развитие коммуникативных навыков (общая концепция программы, перечень адаптированных игр, инструменты измерения качественных и количественных проявлений коммуникативных навыков), а также методические рекомендации по итогу реализованной программы (цель и целевая аудитория программы, общие рекомендации, основанные на показателях некоторых отдельных навыков ребенка).
Данная работа в своей логике проходит следующие этапы проектирования:
- Обнаружение и доказательство наличия проблемы;
- Установление научного основания проблемы;
- Выбор формы работы;
- Рассмотрение характеристик экспериментальной базы для учёта условий при реализации программы тьюторского сопровождения;
- Описание последовательности этапов программы;
- Описание результатов и результативности программы;
- Составление методических рекомендаций для дальнейшего применения программы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых терминов, списка литературных источников и приложений.